Прокуратура разъясняет
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 № 35-р дополнен Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р».
Принятыми поправками в перечень добавлено 48 новых позиций, среди них:
- сведения из лицензий на экспорт, импорт отдельных видов товаров;
- сведения из паспорта безопасности опасного объекта;
- копии аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%;
- выписка из реестра операторов, которые обрабатывают персональные данные;
- сведения из реестра уведомлений о начале бизнеса в сфере общепита;
- сведения из госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- сведения о представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- сведения о том, выполняют ли производители и импортеры товаров нормативы утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств;
- сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;
- сведения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
- сведения из Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства (предоставляются с 1 декабря 2019 года) и другие.
2. Об изменениях законодательства о защите прав потребителей
Федеральным законом от 18.03.2019 № 38-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (вступил в силу 29.03.2019) в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей». Федеральным законом уточняются отдельные положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», касающиеся подачи и рассмотрения обращений потребителей. Обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Предусмотрено, что приём обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на основании соглашений о взаимодействии между такими центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Кроме того, в целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
3. Дополнительное ограничение, налагаемое на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Федеральным законом от 30.10.2018 № 382-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 31.10.2018) введено новое ограничение, налагаемое на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
В частности, частью шестой статьёй 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены ограничения и обязанности, согласно которым лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, являющиеся представителями нанимателя (руководителями), в целях исключения конфликта интересов в государственном органе или органе местного самоуправления не могут представлять интересы государственных или муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе соответствующего органа в период осуществления ими полномочий по указанным должностям.
4. Основания для перевода работника на другую работу
Согласно трудовому законодательству перевод на другую работу возможен как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. Перевод может быть временным или постоянным.
Основаниями для постоянного перевода на другую работу могут являться:
-сокращение численности или штата работников организации;
-несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- прекращение трудового договора вследствие нарушения правил его заключения;
- наличие некоторых оснований для увольнения работника по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
- наличие у работника медицинских показаний для постоянного перевода.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.
Причинами временного перевода могут быть замещение временно отсутствующего работника, наступление чрезвычайных обстоятельств и простоя, вызванного ими, наличие медицинских показаний, в том числе у беременных работниц, и другие обстоятельства.
Временный перевод, в том числе без согласия работника, возможен:
-по соглашению сторон на срок до одного года;
-для замещения временно отсутствующего работника;
- в случаях катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии и т.д. на срок до одного месяца;
- в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если названные обстоятельства обусловлены названными выше чрезвычайными обстоятельствами, на срок до одного месяца.
Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
5. Возможность получения компенсации за длительное неисполнение судебного решения судебными приставами-исполнителями
Взыскатель по исполнительному производству вследствие длительного неисполнения решения суда вправе в соответствии Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обратиться в суд с заявлением о присуждении денежной компенсации.
Заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается через суд, рассмотревший дело в первой инстанции, независимо от места исполнения судебного акта.
Порядок подачи и рассмотрения такого заявления установлен главой 26 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит оплате государственная пошлина: для граждан — 300 рублей; для организаций — 6 000 рублей.
6. Упрощена процедура компенсации гражданам расходов на капитальный ремонт
Федеральным законом от 22.01.2019 № 1-ФЗ в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения (вступили в силу 22.01.2019), согласно которым орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Компенсация положена пенсионерам, достигшим 70 лет. Ранее, для ее получения надо было ежемесячно представлять документы, подтверждающие уплату взносов на капитальный ремонт.
Теперь информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Региональный оператор, владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
7. Внесены изменения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральным законом от 25.12.2018 № 482-ФЗ внесены изменения в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, собственники помещений в многоквартирных домах, в которых предусмотрено непосредственное управление домом, освобождены от обязанности размещать в ГИС ЖКХ договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими дом организациями в части выполнения работ по содержанию систем внутридомового газового оборудования, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Теперь данная обязанность возложена на указанные организации.
Кроме того, определено, что максимальное ограничение количества квартир, предоставляемых детям-сиротам и беспризорным в одном многоквартирном доме (не более 25 процентов от общего количества квартир), устанавливаемое региональным законодательством, не применяется в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также к многоквартирным домам, количество квартир в которых составляет менее десяти.
8. Определена стоимость выезда работников Росреестра к заявителям для совершения регистрационных действий
Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 08.04.2019 № П/099 «Об утверждении тарифов на оказание услуг по выезду к заявителю с целью приема заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов, заявлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» определена стоимость выезда работников Росреестра к заявителям для совершения регистрационных действий.
Тарифы установлены для физических и юридических лиц по филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» в субъектах РФ для следующих видов услуг: - выезд к заявителю с целью приема заявлений о государственной регистрации изменений, перехода, прекращения права на недвижимое имущество, ограничений права на недвижимое имущество и обременений недвижимого имущества, а также прекращения таких ограничений и обременений в записях Единого государственного реестра недвижимости; - выезд к заявителю с целью приема заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, исправление технических ошибок в записях Единого государственного реестра недвижимости, за исключением регистрации изменений, перехода, прекращения права на недвижимое имущество, ограничений и обременений недвижимого имущества, а также прекращения таких ограничений и обременений в записях Единого государственного реестра недвижимости. В Новосибирской области стоимость услуги за один выезд установлен для юридических лиц в размере 1530 рублей, для физических лиц – 1020 рублей.
9. Право на отсрочку от призыва на военную службу
Федеральным законом от 18.03.2019 № 39-ФЗ внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Кроме того, предусмотрена отсрочка на период обучения на подготовительных отделениях в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, в год получения среднего общего образования.
10. Предельный возраст детей для посещения детского сада
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одним из оснований отчисления обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, является получение образования (завершение обучения).
В соответствии с ч.1 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Согласно ч.1 ст.67 указанного закона по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Таким образом, даже в случае если образовательная программа дошкольного образования уже реализована, ребенок, в соответствие с законодательством об образовании вправе получать услуги по присмотру и уходу до момента зачисления в школу. К этим же случаям относится право ребенка на посещение дошкольной образовательной организации в летний период до начала обучения в общеобразовательной организации.
11. Расширен перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках мер социальной поддержки бесплатно
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Согласно которым помимо игл инсулиновых, тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручки, включены инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
Предоставление отдельным категориям граждан набора социальных услуг, в том числе обеспечение их медицинскими изделиями по рецептам бесплатно, предусмотрено законом о государственной социальной помощи.
12. Расширен перечень сведений, которые должны быть размещены на сайтах образовательных организаций в сети Интернет
Образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №292 внесены изменения, которые расширяют перечень информации, размещаемой на официальном сайте образовательной организации.
Установлено, что на сайте ВУЗов и других образовательных организаций необходимо размещать сведения о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными или международными организациями по вопросам образования и науки.
Пункт 9 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» дополнен сведениями об интеграции российского образования с мировым, которые заключаются в:
а) численности иностранных обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам;
б) численности иностранных педагогических и научных работников;
в) информации об иностранных или международных организациях, с которыми российскими образовательными организациями заключены договоры по вопросам образования науки.
13. Об ответственности владельцев животных
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в обязанности владельцев животных входит обеспечение надлежащего ухода за ними, своевременное оказание ветеринарной помощи, включая обязательные профилактические мероприятия (иммунизация от опасных болезней общих для человека и животных), а также принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных.
Статьей 11 названного Федерального закона запрещено незаконное отчуждение животного. В случае отказа от права собственности на животное, и невозможности его дальнейшего содержания, владелец обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, либо осуществить отчуждение животного иным законным способом. Отказ от исполнения указанной обязанности будет приравнивается к жестокому обращению с животными.
За нарушение требований указанного Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
14. Внесены изменения в законодательство о воинской обязанности и военной службе
Федеральным законом от 01.05.2019 № 98-ФЗ, вступающим в силу 01.09.2019, внесены изменения в статьи 22 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Определено, что граждане, имеющие право на освобождение от призыва и на отсрочку от призыва на военную службу и отказавшиеся от реализации своего права, будут призываться на военную службу. Заявление об отказе подается в призывную комиссию и приобщается к протоколу заседания. Также внесена поправка в п.4 ст. 51, согласно которой граждане, призванные на военную службу до 01.09.2019, при наличии у них обстоятельств, предусмотренных пп «б» п.2 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», имеют право на досрочное увольнение с военной службы. К таким гражданам относятся граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями): - военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; - граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
15. Определены правила проведения экспертизы в целях установления наличия причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью
Приказом Минздрава России от 31.01.2019 № 36н экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией" (центр профессиональной патологии). Для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией в центре профессиональной патологии формируется постоянно действующая врачебная комиссия по проведению экспертизы связи заболевания с профессией. На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем центра профессиональной патологии медицинский работник в течение 1 рабочего дня с момента вынесения соответствующего решения врачебной комиссией оформляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания по утвержденной настоящим Приказом форме.
16. О получении лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 20 марта 2019 г. № 93 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему. Ведомство выдает лицензию или отказывает в ее выдаче в срок не более месяца со дня регистрации заявления; переоформляет лицензию в срок не более 14 дней. Для получения госуслуги граждане представляют: - медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием и об отсутствии в организме наркотических и психотропных веществ; - документ о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием. За услугу взимается госпошлина.
17. Изменено законодательство в сфере закупок
Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые вступят в силу с 01.07.2019.
Поправками упрощено планирование закупок, которое будет осуществляться путем формирования, утверждения и ведения только планов-графиков. Необходимость утверждения плана закупок новым законом исключена.
Обязательный интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке сокращается с 10 дней до 1 дня.
Кроме того, увеличена начальная (максимальная) цена контракта, при которой допускается проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок и будет установлен запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта, которая ниже начальной (максимальной) на 25% и более.
Также предусмотрено право заказчика на заключение контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки и предоставлена возможность изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Потребуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.
Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
В закупках с дополнительными требованиями можно будет участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям.
На рассмотрение документов у оператора будет 5 рабочих дней. В размещении документов откажут, если участник нарушит порядок направления документов, либо пришлет не все или не те документы.
18. Законодателем введен новый объект гражданских прав - цифровые права
Федеральным законом от 18.03.2019 года № 34-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Данный кодекс дополнен статьей 141.1, в соответствии с которой цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Федеральный закон также вводит новое правило о письменной форме сделки, закрепленное статьей 160 Гражданского кодекса РФ, она будет соблюдена в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки. Изменения вступят в действие с 01.10.2019 года.
19. В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения
Федеральным законом РФ от 21 февраля 2019 года № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Изменения направлены на создание правовых механизмов, исключающих возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания.
В частности, Федеральным законом установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьями 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивают соблюдение требований, предусмотренных названными статьями, на основании сведений, указанных в расчётных документах лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы.
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых согласно законодательству установлен иммунитет, то банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, производят расчёт суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание в порядке, установленном Минюстом России по согласованию с Банком России.
Кроме того к перечню видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.
20. С 01 июня 2019 года торги по продаже государственного и муниципального имущества будут проводить только в электронной форме
Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» скорректирован Закон о приватизации государственного и муниципального имущества.
Торги по продаже такого имущества будут проводить только в электронной форме.
Регионы смогут привлекать к торгам независимых продавцов. В настоящее время на федеральном уровне этим занимаются ВТБ Капитал, ВЭБ Капитал, Российский аукционный дом, Газпромбанк, Сбербанк КИБ, Райффайзенбанк, РОСБАНК, Ситибанк, ЮниКредит Банк, Агентство Прямых Инвестиций и др.
Исключена возможность проводить торги, в которых претенденты подают предложения о цене продаваемого имущества в запечатанных конвертах. Это позволит повысить прозрачность и открытость процедуры.
Поправки вступают в силу с 1 июня 2019 г.
21. Скорректирован порядок внесения платы за отопление при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Правительству Российской Федерации было предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которое вступило в силу с 25.02.2019.
Настоящими поправками исключено положение, согласно которому, плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Уточнено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.
Также уточнено, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.
22. С 01.04.2019 гражданам не выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ отменяет выдачу гражданам свидетельства обязательного пенсионного страхования. Теперь сведения об индивидуальном лицевом счете будут отражаться в электронном документе.
Срок хранения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета в электронной форме составляет не менее 75 лет.
Работодатели освобождены от обязанности оформлять работнику, заключающему трудовой договор впервые, свидетельство обязательного пенсионного страхования. В случае, если на лицо, поступающее на работу, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учёта.
Соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и вступили в силу с 01.04.2019.
Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
23. Подписан закон, изменяющий порядок налогообложения имущества физических и юридических лиц
Опубликован Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данный документ предусматривает предоставление дополнительных налоговых льгот многодетным семьям.
При наличии сведений о количестве детей налогоплательщика инспекция самостоятельно предоставит вышеуказанным физлицам льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Однако целесообразно обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы до начала формирования налоговых уведомлений за 2018 год. Напомним, что закон уточняет исчисление налога на имущество физлиц в случае разрушения объекта, транспортного налога в случае угона автомобиля.
Юрлица перестанут предоставлять декларации по земельному и транспортному налогу. По налогу на имущество организаций можно будет представить одну декларацию, если налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по месту нахождения принадлежащих объектов недвижимости.
Кроме того, ИП и лица, занимающиеся частной практикой, вместо подачи декларации о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ с 2020 года будут уплачивать авансовые платежи.
Документ вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены отдельные сроки.
24. Пособия для граждан, имеющих детей
В России установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены следующие виды государственных пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» с 1 января 2018 г. также установлены ежемесячные денежные выплаты при рождении первого и второго ребенка для малообеспеченных семей.
Все эти пособия освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, кроме ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом РФ.
Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Указом Президента РФ от 13 мая 2008 № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава» предусмотрено, что семьи, воспитывающие 7 и более детей и ведущие здоровый образ жизни, награждаются орденом «Родительская слава» и получают единовременное денежное поощрение в размере 100 000 руб. Награждение производится по достижении седьмым ребенком возраста 3-х лет и при наличии в живых остальных детей. Награждение орденом усыновителей производится при условии достойного воспитания усыновленных детей более 5 лет.
25. О порядке заполнения отдельных разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Минтруд России разъяснил порядок заполнения отдельных разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Сообщается, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются посредством заполнения справки, форма которой утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.
Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной кампании 2018 год (за отчетный 2017 г.), которые размещены на официальном сайте Министерства по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.
В частности, в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 справки не указываются сведения о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком. Не требуется в справке указывать сумму денежных средств, выдаваемых под отчет, отраженных на банковских счетах физических лиц - материально ответственных сотрудников организаций, в целях осуществления ими с использованием банковских карт оплаты расходов, связанных с деятельностью организации, а также о суммах компенсации физическим лицам - материально ответственным сотрудникам организаций документально подтвержденных ими расходов, связанных с деятельностью организации.
26. Расширен перечень оснований для получения студентами отсрочек от армии
Федеральным законом от 18.03.2019 № 39-ФЗ внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в общеобразовательной школе, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением не только по программам высшего профессионального образования (бакалавриат или специалитет), но и по программам среднего профессионального образования.
Кроме того, граждане, достигшие призывного возраста в период обучения в школе и воспользовавшиеся правом на отсрочку в связи с обучением в школе, а также в связи с обучением в ВУЗе по программе бакалавриата или по программе специалитета, получат право на еще одну отсрочку в связи с продолжением обучения в магистратуре.
27. Установлена обязанность для служащих прекратить владение иностранными финансовыми инструментами при получении их в наследство
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2019 № 73-ФЗ в ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Так, в случае получения должностными лицами, указанными в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ, в наследство счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование иностранных финансовых инструментов, приобретения статуса учредителя и (или) бенефициара доверительного управления наследственным имуществом (наследственного фонда, траста), созданного по законодательству иностранного государства, указанные лица в течение шести месяцев обязаны: закрыть счета (вклады); прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ; осуществить отчуждение или иным способом прекратить владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.
Положения вступили в силу 01.05.2019.
28. Дополнен перечень веществ, информация о которых запрещена к распространению в средствах массовой информации и в сети Интернет
Федеральным законом от 01.05.2019 № 89-ФЗ внесены изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с внесенными изменениями часть третью статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» изложена в следующей редакции: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дополнен словами «,а также новых потенциально опасных психоактивных веществ». Изменения вступили в силу с 12.05.2019.
29. Увеличился список товаров, которые сложнее вернуть из-за недостатков
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2019 № 327 «О внесении изменения в перечень технически сложных товаров» скорректирован в сторону расширения перечень бытовых технически сложных товаров.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 был утвержден перечень технически сложных товаров.
Настоящим Постановлением в пункт 12 указанного перечня включены новые позиции, а именно: комбинированные холодильники-морозильники, сушильные и стирально-сушильные машины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы.
Если товар входит в этот перечень, то потребитель при обнаружении недостатков может отказаться от договора с возвратом денег или потребовать заменить товар с перерасчетом цены. На любой из этих двух вариантов потребителю отведено 15 дней с даты передачи ему товара. Выйти за пределы этого срока можно только в трех случаях:
- в товаре есть существенный недостаток;
- нарушены сроки устранения недостатков;
- товаром невозможно пользоваться более 30 дней каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
30. Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека»
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2019 № 169 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека».
Национальная электронная библиотека предназначается для сохранения исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации, обеспечения условий для повышения интеллектуального потенциала Российской Федерации и популяризации российской науки и культуры, формирования основы для создания пространства знаний.
Доступ к Национальной электронной библиотеке может осуществляться через сайт в сети "Интернет" (http://нэб.рф), предоставляющий пользователям и участникам Национальной электронной библиотеки доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, электронному каталогу, реестру книжных памятников и иной информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке.
Доступ к порталу предоставляется пользователям без прохождения процедур регистрации и (или) аутентификации. Регистрация пользователей осуществляется по их желанию.
31. Внесены изменения в закон о гражданстве
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №544-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В частности Президент Российской Федерации наделяется полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень представляемых документов.
Часть 7 статьи 14 Закона предусматривает упрощенный порядок получения Российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом.
Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, вправе подать заявление о приеме в Российское гражданство в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе.
Также законом уточняются полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции при приёме от указанных лиц заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.
32. Установлен новый порядок диспансерного наблюдения
С 07.05.2019 вступил в действие приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 173н, устанавливающий новый порядок диспансерного наблюдения.
Новым порядком установлены заболевания, при наличии которых устанавливается диспансерное наблюдение; минимальная периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций); контролируемые показатели состояния здоровья в рамках проведения диспансерного наблюдения; длительность диспансерного наблюдения.
Перечень заболеваний, при которых терапевт установит диспансерное наблюдение, расширен и предусматривает также проведение диспасерного наблюдения при предиабете; гиперхолестеринемии (при уровне общего холестерина более 8,0 ммоль/л); гастроэзофагеальном рефлюксе с эзофагитом и цилиндроклеточной метаплазией - пищевод Барретта; хроническом панкреатите с внешнесекреторной недостаточностью; бронхоэктатической болезни; после перенесенной пневмонии; интерстициальных заболеваниях легких.
В рамках диспансерного наблюдения организуется проведение профилактического медицинского осмотра.
Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3-х рабочих дней после:
1) установления диагноза при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
2) получения выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного по результатам оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
При проведении диспансерного наблюдения для медработников предусмотрены следующие дополнительные обязанности:
- ведение списков лиц, подлежащих диспансерному наблюдению в отчетном году, и распределение их поквартально;
- сообщение пациентам или их законным представителям о необходимости явки для диспансерного наблюдения;
- обучение граждан самоконтролю за показателями состояния здоровья и алгоритмам действий в случае развития состояний, угрожающих жизни.
33. Установление неполного рабочего времени по просьбе работника
В соответствии с частью 1 статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под неполным рабочим временем понимается неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части.
Так, неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени. Согласно части 2 статьи 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует знать, что оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
34. О расширении перечня лиц, которые могут назначаться ответственными за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2019 № 454 внесены изменения в перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами».
Согласно изменениям ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе назначают из числа государственных или муниципальных служащих и (или) работников указанного органа, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, на основании трудового договора.
Ранее в перечень входили только государственные или муниципальные служащие данного органа.
35. О налогообложении теплиц на садовых и огородных земельных участках
В Письме ФНС России от 23.04.2019 N БС-4-21/7747@ даны разъяснения по вопросам налогообложении имущества физических лиц
Согласно разъяснениям в число хозпостроек могут входить хозяйственные, бытовые, подсобные капитальные строения, вспомогательные сооружения, в том числе летние кухни, бани и иные аналогичные объекты недвижимости. Жилые помещения и гаражи не являются хозпостройками и облагаются налогом как самостоятельная недвижимость.
Владелец хозпостройки сам определяет, нужно ему обращаться в органы Росреестра для ее регистрации в качестве недвижимости в ЕГРН или нет. Для внесения в ЕГРН хозпостройка должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, а ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.
Хозпостройки, которые не относятся к недвижимости, а также объекты движимого имущества в ЕГРН не регистрируются и вышеуказанным налогом не облагаются. Речь идет, в частности, о не имеющих капитального фундамента теплицах, сборно-разборных хозблоках, бытовках, навесах, некапитальных временных строениях и т.п.
Если хозпостройка зарегистрирована в ЕГРН, но ее площадь не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается. Льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны). Основное условие - постройка не используется в предпринимательской деятельности (подпункт 15 пункта 1, пункты 2 - 5 статьи 407 Налогового кодекса).
В силу пункта 2 статьи 399 Налогового кодекса представительные органы муниципальных образований могут расширить условия применения вышеуказанной налоговой льготы по налогу (например, в отношении неограниченного числа хозпостроек в пределах муниципального образования или на хозпостройки площадью более 50 кв. м). Ознакомиться с перечнем налоговых льгот можно в сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России nalog.ru.
36. Расширен перечень социальных выплат, перечисляемых на карту «МИР»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 419, вступающим в законную силу 01.05.2019, внесены изменения в постановление от 01.12.2018 № 1466.
Перечень выплат, зачисляемых кредитными организациями на банковские счета физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карты «Мир», дополнен социальными выплатами безработным гражданам, выплатами гражданам, подвергшимся воздействию радиации, а также государственными пособиями гражданам, имеющим детей.
Ранее в данный список входили лишь пенсии и иные социальные выплаты лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
37. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
Действующим законодательством установлен определенный порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен, при условии, что одновременно с жалобой подано соответствующее ходатайство и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на действия (бездействие) указанных должностных лиц подается старшему судебному приставу территориального отдела службы судебных приставов.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава территориального отдела службы судебных приставов, подается руководителю УФССП России по Новосибирской области.
38. С 1 июня 2019 года споры, касающиеся ОСАГО, до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым омбудсменом
С 1 июня 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»…» споры, касающиеся ОСАГО, до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым омбудсменом.
Устанавливается, что при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Уточняется, что началом периода просрочки для целей расчета неустойки (пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение страховщиком обязательств по договору ОСАГО является день, следующий за днем истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств.
39. С 1 июня 2019 года вводится возможность совершения совместных завещаний и заключения наследственных договоров
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 июня 2019 года вводится возможность совершения совместных завещаний и заключения наследственных договоров.
В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена ГК РФ.
При этом условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками. Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
При удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его совершения, если супруги не заявили возражение против этого.
Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор).
Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагать на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения.
Наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его заключения, если стороны не заявили возражение против этого.
Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. При этом он обязан возместить другим сторонам наследственного договора убытки, которые возникли у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором.
40. Женщины, достигшие пятидесяти пяти лет, и мужчины, достигшие шестидесяти лет, сохранят свое право на получение алиментов
В предусмотренных законом случаях с супруга (в том числе бывшего) могут быть взысканы алименты на содержание другого супруга (бывшего супруга) в судебном порядке (ст. 89, п. 1 ст. 90 СК РФ). Правом на взыскание алиментов обладают (п. 2 ст. 89 СК РФ):
-нетрудоспособный нуждающийся супруг;
- жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
- нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.
Обязанность детей уплачивать алименты на содержание родителей возникает при одновременном выполнении следующих условий (п. 1 ст. 87 СК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №56):
- дети достигли совершеннолетия;
- дети являются трудоспособными, а родители - нетрудоспособными, например, имеют инвалидность или достигли общеустановленного пенсионного возраста;
- родители нуждаются в помощи.
Нуждающимся в помощи может быть признан родитель, материальное положение которого недостаточно для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (на приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.). Факт нуждаемости определяет суд, в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации» Семейный кодекс РФ дополнен положением, согласно которому право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, установленное статьями 85, 87, 89, 90, 93 - 97 СК РФ, на алименты распространяется, в том числе, на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).